В конце этой части программы «Ночи искусств» ведущая Ирина Васильева попросила поднять руки тех читателей Антроповского района, для кого имя Ефима Честнякова не прозвучало впервые. Только три руки подтвердили факт – библиотекари центральной библиотеки имени М.С. Малинина угадали с выбором темы вечера–портрета.
А портрет этого самородка из Кологривской глубинки Костромской области получился действительно ярким, его можно считать средоточием множества искусств. Ведь Ефим Васильевич, ученик знаменитого живописца Ильи Репина, писал удивительные картины и лепил глиняные скульптуры, резал по дереву игрушки и писал добрые сказки, сочинял стихи и играл на множестве музыкальных инструментов.
До своей кончины в 1961 году он был для жителей села Шаблово целой вселенной, «обществообразующим» человеком, создателем новых миров посредством искусства. Его односельчане от мала до велика откликались на любые затеи добрейшего таланта: играли в постановках его пьес, выходили на уличные «фестивали» и костюмированные гуляния, с открытой душой встречали участников возрожденных обрядов и народных праздников на своих дворах. Земляки из родного Шаблова и окружающих деревень приходили к Ефиму Васильевичу за советом и лечиться – были у него дар пророческий и дар искусного лекаря. Но себя он, прежде всего, считал художником, видимо потому, что живопись была его любимейшим занятием – как он сам говорил, «займищем».
Богатое наследие Ефима Честнякова изучается и собирается по крупицам до сих пор. Как водится на Руси, при жизни деревенского самородка не нашлось соратников, разглядевших его глубину и широту души. А когда хозяина увезли на кладбище, в распахнутые настежь двери его избы тут же стали заходить люди, ближние и дальние, стали брать что понравится – на память или корысти ради.
Только в 70-х годах прошлого столетия экспедиция ученых из Костромского музея изобразительных искусств открыла вновь этот гениальный мир – Ефима Честнякова.
Его сказки и мысли из записных тетрадей просты и одновременно по-философски мудры, а речь так и сыплет деревенским говором. Его картины часто относят к стилю «примитивизм», но знатоки усматривают в них неповторимый деревенский колорит, небывалый мир братства и согласия, который Ефим Честняков мечтал создать в будущем – как он его называл «город Всеобщего Благоденствия». И столько силы и веры в счастливое будущее нашей страны и народа в его мечтах!
Недаром эпиграфом книжной выставки и вечера «Диковинный мир Ефима Честнякова», так удивившего гостей «Ночи искусств» в ЦБ, выбраны слова о костромском таланте - «А у него же Русь в корни…». |